47 решенных проблем

Как сделать акцию, которая впечатлит Путина, насколько стоит взаимодействовать с силовиками, что такое вирусные технологии и любому ли активизму подходит акционизм - рассказал в интервью Евгении Чириковой продюсер и художник Пётр Верзилов.


Евгения Чирикова: Петя, очень рада видеть тебя в добром здравии после отравления. Как тебе удаётся продолжать свою борьбу, невзирая на то, что с моей точки зрения, ты находишься под контролем ФСБ? И как ты не боишься оставаться в России после этой чудовищной истории с отравлением?

Пётр Верзилов: Когда много лет занимаешься подобными вещами, то возникает такая своеобразная профдеформация. Меня абсолютно никак не напрягает контроль и внимание со стороны органов. Это воспринимается как погода за окном. Нет ни страха, ничего подобного, начинаешь привыкать к самым разным условиям. Уровень стресса обычного человека в России был бы очень большой для человека из Западной Европы, а уровень стресса человека , который находится в Африке, был бы ужасен для человека из России.

И когда ты привыкаешь жить в каком-то режиме, это уже не является стрессом или чем-то удивительным, а является обычной спокойной жизнью.

Е.Ч.: Я сегодня узнала для себя удивительные факты, оказывается, в юности ты путешествовал по Африке, до этого учился в Торонто, жил и в Америке, и в Японии и вообще ты человек мира. Скажи, как ты дошел до жизни такой, как ты дошёл до российской политической повестки и как ты пришёл в акционизм?

П.В.: С юных лет меня интересовала философия искусство, и вот когда учился в МГУ на философском факультете, нашёл единомышленников, с которыми у нас были схожие интересы, схожие подходы, художественные источники, корни и так далее. Мы придумали такой жанр как политический акционизм, который бы сочетал всё, что нам нравится - политику и искусство. Получилось гармоничное сочетание всего того, что интересно. Как знаешь, когда дома непонятно, что приготовить, из холодильника на сковородку просто всё сбрасываешь, жаришь, и получается иногда очень вкусно.


"Милиционер вступает в игру" - акция на Чемпионате мира 2018

Е.Ч.: Мне как обычному активисту акционизм всегда казался какой-то возвышенной деятельностью, не для простых смертных активистов. С твоей точки зрения, акционизм, он для всех или это всё-таки для избранной касты художников? Я думаю, ты следишь за повесткой гражданского активизма в России. Какие акции были наиболее стоящие и интересные? И насколько акционизм приемлем для гражданских активистов? Можно ли пользоваться им в качестве инструмента?

П.В.: Мне нравится то, что делает художница Катрин Ненашева. Мы всегда затрагивали большие темы, мы касались проблем политических, проблем с правоохранительными органами, противостояние всего хорошего всему плохому. А Катрин Ненашева как художница берет очень конкретную проблему. Например, функционирования закрытых психиатрических учреждений, или ситуацию с инвалидами, или ситуацию с психотерапией, и на подобные вещи она придумывает яркую художественную форму и делает произведения. Очень хорошая работа Катрин - когда она попеременно находились на разных площадях Москвы внутри клетки. Это была акция, посвящённая теме пыток, она много писала разных текстов. Мне кажется, что Катрин - редкий пример художника нового поколения, она доносит свои собственные посылы.

000d8ce753f0752ec0c0e6e8bb01c5d7.jpg

Художница Катрин Ненашева провела в центре Москвы акцию против пыток


Е.Ч.: Но Катрин - художник-одиночка. А если говорить про акции гражданских активистов, которые ни разу не художники, они обычные граждане, которые начали бороться за свои права - любимый лес, частная собственность, трудовые права. Можешь вспомнить пример ярких акций?

П.В.: Тут можно вспомнить о больших демонстрациях, которые повлияли на ситуацию. Можно вспомнить Екатеринбурге, где весь город достаточно эффективно боролся против строительства храма в сквере, который горожане хотели сохранить. Они это делали настойчиво, систематически и его удалось отстоять.

Еще недавний кейс по Ивану Голунову, в который включилось всё медиа-сообщество очень яростно, дружно, и его тоже удалось отстоять.

Е.Ч.: Что для тебя хорошая акция, что в ней важно, чтобы был хайп или помимо этого нужно ещё что-то? Что ты считаешь удачной акцией?

П.В.: Я художник. Для меня акции вокруг храма или по Голунову, это не акционизм, вообще не акционизм, а общественные мероприятия. Акционизм - это художественный жанр и прежде всего в нём важно развитие художественного языка.

Акция может быть не интересна с художественной точки зрения, но иметь политическое значение. А может быть художественная акция, которая не вписывается в политическую повестку. Если концентрироваться на термине «акционизм», то там, безусловно, должно происходить развитие художественного языка.

45417c96cf84886e02cb2ba1eb65ed1e.png

В Екатеринбурге похоронили все свободы


Е.Ч.: Какие из своих акций ты считаешь наиболее удачными и успешными?

П.В.: Моя любимая акция та же, которая является любимой акцией Владимира Путина. Это акция "повешения" мигрантов из Средней Азии и ЛГБТ-активистов в магазине "Ашан". Путин очень любит эту акцию, потому что он несколько раз на встречах на самом высоком уровне в лицах рассказывал о ней и буквально показывал, кто кого за что вешал. Видимо, ему действительно очень полюбилась эта акция. Он пытался дискредитировать нас, говоря, что, якобы, мы в ходе акции вешали евреев. Ангела Меркель, которая сидела во время одного из разговоров вместе с ним, с ужасом смотрела на него, и в глазах ее читалось: «Что за чушь ты несёшь!».

714c51a6816b2fb2bf72fae6e88b9fb0.jpg

591993ea6f4cf9c52409ec57d5935891.jpeg


Е.Ч.: То есть у тебя совпадают вкусы с Владимиром Владимировичем?

П.В.: Относительно собственного творчества - да. Эта акция была посвящена мэру Москвы Юрию Лужкову, это было в 2008 году. Мы решили в одном из крупнейших супермаркетов Москвы, "Ашане" в виде «подарка» мэру казнить представителей двух самых «любимых» мэром социальных категорий - трудовых мигрантов и представителей ЛГБТ-сообщества.

Е.Ч.: На мой взгляд, акция была жутковатой, и у меня она не вызвала положительных впечатлений.

П.В.: Акция их и не всегда должна вызывать. Она должна трогать, у акции нет задачи нести какие-то положительные сиюминутные впечатления. Я, например, испытываю от любого хорошего произведения искусства, каким бы неприятным по форме оно ни было, большое удовольствие, чувство наслаждения и другие позитивные чувства. Потому что в конце концов начинаешь понимать, что такое настоящее искусство.

Е.Ч.: Понятно, когда акцию делает художник-одиночка. А можно ли сочетать массовые акции с креативностью?

П.В.: Это не противоречащие друг другу понятия. Наши действия в группе Pusi Riot и в группе "Война" были групповыми. Если говорить про многотысячные акции, то это относится больше не к искусству, а к активизму. Но и в этом случае можно проводить монстрации, придумывать какие-то ходы, например, приглашать музыкантов на митинг.

Е.Ч. Я хочу затронуть болезненную для меня тему силовиков, которые страшно мешают жить активистам. Тебе как художнику и акционисту они мешают? Как вообще с ними взаимодействовать, может быть, их даже можно вписать в свой перформанс?

П.В.: В идеале с ними стоит как можно меньше взаимодействовать, если они не являются целью твоего произведения.

Надо придумывать ситуации, в которых силовики не знали бы, как реагировать и что делать. Например, когда мы делали эту самую казнь в магазине Ашан, к нам подошёл сотрудник полиции, и мы ему дали документ, где на шапке мэрии с подписями и печатями было написано «Разрешение на казнь». Он посмотрел на него и сказал: «Ну, если есть разрешение, то давайте!»

Просто люди не вчитываются в суть документа, видят шапка есть, печати поставлены, все по форме.

Е.Ч.: Что ты советуешь учесть активистам при планировании акции?

П.В.: При планировании акции нужно учесть, кто и как быстро вашу акцию может захотеть прервать. Втянете ли вы в неё случайных людей, станут ли они активными участниками, как люди будут реагировать, и, естественно, медиа-выхлоп. У гражданских активистов обычно очень большая проблема с документированием своих акций, они просто не понимают, как красиво снять акцию на фото или на видео. Обычно это слабая сторона обычного человека, который не очень связывается с каким-то художественным процессом.

Е.Ч.: Что надо такое снять на камеру, чтобы это видео пошло и получило популярность? Может быть, есть какие-то секреты? Какие ты можешь дать советы активистам, которые не являются профессиональными операторами и профессиональными художниками?

П.В.: Важна задумка. Если вы хотите привлечь внимание к вашей проблеме десятков тысяч людей, то нужно придумать какую-то специальную фишку, которая бы заставила людей смотреть на ваше мероприятие.

Просто подумайте какие, например, ролики в ютубе вам самим наиболее интересны, и почему это вас привлекает, почему вы это смотрите. И просто по образу и подобию подумайте, как и что вы такое можете снять, чтобы вам же самим гипотетически такое хотелось смотреть.

Невозможно смотреть видео, где кто-то просто унылым голосом на камеру зачитывает текст. Вы сами такое не смотрите. Вы смотрите гораздо более веселые вещи. Вот подумайте про них, выпишите их на бумажке и решите, что вы сами захотели бы посмотреть.

Е.Ч. Твои акции всегда очень смелые. У тебя с твоей командой есть какой-то предварительный анализ последствий акции за что закроют, за что будет штраф или порицание, а на за что вообще не обратят внимание? Что ты можешь посоветовать активистам?

П.В.: Безусловно, нужно понимать юридическую сторону, совершаешь ли ты какие-то вещи, за которые точно закроют. В идеале надо избегать какого-либо физического контакта с кем бы то ни было.

Стоит избегать существенной порчи чужого имущества. Хотя, если это часть вашего произведения, и вы готовы нести за это материальную ответственность, то это тоже возможно. Ещё надо смотреть, как это вписывается в логику поведения силовиков в вашем регионе и в вашей конкретной ситуации. Надо смотреть, какие силы будут вам помогать - медиа, политики, иногда даже провластные политики могут сыграть против силовиков на вашей стороне. Нужно учитывать весь этот контекст, все факторы и, исходя из них, складывать впечатление о том, что будет в конечном итоге.

Е.Ч.: Ты можешь назвать пять вещей, которые сделают акцию блестящий и пять вещей, которые сделают акцию провальной?

П.В.: О, это очень сложно дать инструкцию. Важны хорошая съемка, вирусные моменты в акции.

Е.Ч.: Это какие?

П.В.: Это моменты, которые цепляют. Это может быть странная фраза, или человек, одетый в какой-то безумный костюм, или какое-то адское действие, придумать что-то из ряда вон выходящее, что заставило бы концентрироваться на конкретном произведении. Важно хорошее распространение акции тоже необычным способом через интернет. Здесь задача привлечь внимание людей, у которых большая аудитория, чтобы они смогли донести ваше произведение до неё.

Ещё выстроенный мессадж , в идеале он должен быть понятен журналистам, аудитории. Этого часто не хватает.

4c2f381f6098a9e4ef7f6b90f4304f84.jpg

Древарх на Шиесе - фото znak.com

Е.Ч.: А провальные вещи?

П.В. Это всё то же самое, только наоборот. Плохая съемка , отсутствие вирусных моментов, очень скучные действия, длинный монотонный текст о том, почему ваша проблема очень важна. Особенно часто это встречается в экологических акциях. Люди пишут на четырёх страницах заявление, которое никогда в жизни никто не прочитает. Выкиньте всё это, напишите два с половиной абзаца, больше люди не способны прочитать. Провальное освещение, готовность вариться в собственном кругу, а не искать новую аудиторию - всё, что я назвал как хорошие признаки, просто со знаком минус.

Е.Ч.: Были ли у "Войны" или у тебя провальные акции или может быть какие-то акции, которые ты хотел бы сделать, но не получилось? Отрицательный опыт - самое интересное.

П.В.: Провальных акций нет, все акции, которые были сделаны, они хорошие, важные и интересные.

Но есть большое количество акций, которые не получилось сделать. Например, у нас была идея разжечь индейские вигвамы вокруг Кремля, чтобы они создавали такие красивые 30-метровые столбы огня. Это бы очень красиво смотрелось на кадре, потому что они стояли бы с внешней стороны Кремля и красиво горели, ничего не повреждая, это был бы очень красивый визуальный эффект. Ну вот это не получилось.

Е.Ч.: А почему?

П.В.: Потому что кто-то слил акцию, и когда мы собирались это делать, там уже было большое количество сотрудников разных спецслужб. Это было давно, это идея 2011 года.

Е.Ч.: Вы потом разбирались с командой кто это слил? Вы поняли, кто?

П.В.: Да мы разбирались, но было непонятно. Иногда бывают такие ситуации, когда кто-то что-то подслушивает.

Е.Ч.: Когда и при каких обстоятельствах надо акцию прекращать? Есть ли какой-то alarm для активистов, что лучше прекратить, или такого не бывает?

П.В.: Ну, можно сказать, когда нужно прекращать, в зависимости от самой акции: если акция предполагает вмешательство сотрудников полиции и они становятся частью акции, то не нужно ее прекращать в этот момент.

Если категорически не предполагает, то можно прекратить, она и сама на этом прекратится.

Е.Ч.: А если активисты хотят достучаться до западной аудитории, такое тоже бывает, и иногда это очень здорово работает. Отличается ли аудитория в России от западной аудитории? Как зацепить западную аудиторию?

П.В.: В целом она отличается. Она отличается языковым кодом. И те вещи, которые интересны и вирусны здесь, могут не быть таковыми на Западе и наоборот. Если ты понимаешь этот код, ты можешь достучаться до них.

Если говорить о вещах гражданско-политического характера, то нужно уметь общаться и нужно находить контакты среди западных СМИ и делать такие вещи и быть таким персонажем, которые вызвали бы интерес.

Е.Ч.: У меня вопрос по поводу музыкантов, которые ещё вчера были аполитичны, а сейчас вдруг начинают активно поддерживать протест на такую экзотическую тему как выборы в Мосгордуму, про которую не все еще вчера знали. Что это вообще такое - разовая акция или может быть это новый культурный код, и теперь людям культуры просто неприлично не участвовать в общественной жизни?

П.В.: Музыканты здесь реагировали также, как и тысячи людей, которые приходили принять участие в несанкционированных акциях. До этого не было ситуации, когда по столь небольшому поводу, как участие в выборах в Мосгордуму, было бы такое отчаянное сопротивление власти, которое очевидно даже людям очень далеким от политической повестки. Кандидаты очень убедительно рассказывают о нарушениях закона в процессе их регистрации, они приводят людей, чьи подписи были признаны недействительными. Получается, что у людей отняли базовую вещь, при этом власти уныло повторяют : «Идите в суд, обращайтесь туда и туда.» Ну вот люди соблюдали все формальности, придуманные властью, и всё равно ничего не работает, и всё равно беспредел.

Такая крайняя иллюстративность привела к большому вниманию как со стороны москвичей, так и со стороны деятелей культуры.

Е.Ч.: А как ты считаешь, это теперь будет постоянно такое внимание?

П.В.: Нет, оно посвящено конкретной проблеме и конкретной волне. Безусловно, люди сильнее политизируются, и есть общий уровень политизации, который делает людей более восприимчивым к таким ситуациям. Но, конечно же, это не экстраполируется на любой другой вопрос и любую другую ситуацию, нет, всё индивидуально.

Е.Ч.: Как активисту привлечь внимание деятелей культуры - писателей, музыкантов, рэперов? Ведь у них уже совсем другая аудитории, чем у активиста. Как ты добиваешься их расположения?

П.В.: Я особенно никак не добивался их расположения, просто я был организатором ряда больших публичных мероприятий по важным поводам и дружил с разными музыкантами и художниками. И просто как друзей звал их на эти события. И если им это было интересно, они соглашались, если нет, то не соглашались, что бывает гораздо чаще.

Е.Ч.: Надо дружить с Петей и он приведёт к вам музыкантов.

П.В.: Да не нужно дружить с селебритиз, они нужны в какой-то редкой, ультрарезонансной ситуации, когда нужно собрать очень много людей.

Когда ты защищаешь что-то конкретное, тебе нужны люди более авторитетные и влиятельные в твоём кругу, в твоём городе, районе. Именно их внимание нужно привлекать.

Е.Ч.: Ты наблюдаешь за протестом довольно давно. Какие тренды, как он меняется?

П.В.: Протест сейчас сильно помолодел. Потому что люди, которые участвовали в протестах в 2011-2012 году, они были значительно старше. Средний возраст тогда был - 35-40, сейчас средний возраст - 20-25. Сильное снижение возраста - это очень хорошо, очень здорово, когда молодые люди готовы сами бороться за свое будущее, выходить и участвовать. Это классно.

Е.Ч.: Я много общаюсь с людьми на Западе, и они считают, что самое большое культурное достижение последних лет в России это - акционизм. Они упоминают многих блестящих акционистов, в том числе и тебя, и Павленского. Непонятно, почему российский акционизм так развился при Путине, когда вроде бы он должен был наоборот - от ледяного дыхания путинизма. Как ты считаешь, пошёл ли путинизм на пользу акционизму?

П.В.: Безусловно, пошёл. Акционизм - это такой крайний метод работы, который актуален в периоды, когда есть проблемы с другими формами высказывания и политического, и художественного. Например, в демократической стране можно получить деньги на какой-нибудь фильм, снять его, распространить. А когда у тебя закрыты каналы обычной коммуникации, нельзя куда-то избраться, или сделать какое-то произведение, или выставку, все ограниченно, всюду придёт полиция, тогда, конечно, ты обращаешься к крайним формам как акционизм, которые позволяют не заниматься всей этой институциональной деятельностью, а сразу рубить с плеча и совершать такие резкие и резонансные действия. Это конечно же очень сильно подходит такому подгнивающему авторитарному режиму.

Е.Ч. Мы с тобой оба довольно оптимистично смотрим на перспективы российского гражданского общества. Ты считаешь, что в ближайшие годы произойдут положительные изменения, и режим изменится. На чём основан твой оптимизм?

П.В.: Я чувствую, что большое количество людей начинают участвовать в процессах, в которых раньше не участвовали. Я думаю, что мы таким образом подберемся к критической массе. И плюс, происходит все больше процессов, когда люди показывают, что они не готовы мириться с происходящим. Это ощущение, что они не готовы мириться, становится базовым, как в позднее советское время. Это становится общим местом очень широкого круга людей, что происходящее вокруг отвратительно и должно поменяться. По мере того, как это ощущение будет становиться базовым для большого числа людей, это, безусловно, будет таким катализатором сильной перемены ситуации в стране.


----------

Activatica.org - некоммерческий проект, посвященный гражданскому активизму в России

3200699c0cc8ad2b82fa23a21a2e0d7b.png

Яндекс-кошелек - Ваша поддержка поможет нам рассказывать больше историй граждан России, пытающихся менять свою страну к лучшему, организовывать репортажи и трансляции с мест событий, проводить журналистские расследования. Большое спасибо всем, кто нашел возможность помочь проекту!


Активатика в Telegram - подписывайтесь, чтобы быть в курсе проблем, акций, новостей и аналитики из мира гражданского активизма.

Новости гражданского активизма - теперь и в формате видео на нашем канале

пост 21 мая 2019, 13:04

Екатеринбург и Шиес, активизм и профсоюзы. Интервью с Екатериной Шульман

Весёлое, полезное и интересное интервью с политологом Екатериной Шульман

Мы поговорили о том, как екатеринбуржцам удержать победу и не позволить властям выиграть в аппаратной войне; зачем активистам «железный мочевой пузырь» и почему важно научиться «пересиживать»

пост 18 сент. 2018, 20:48

Тренинг "Почему активист рискует"

Мне хотелось бы сказать несколько слов об уникальности гражданских активистов. Большая часть наших дорогих россиян живут во вчерашнем дне - в атомизированном обществе, без гражданской, общественной работы. Они живут без поддержки других людей. Это очень грустная жизнь. Когда вы стали активистами, я думаю, вы почувствовали новый кайф от этой жизни. Она стала намного опаснее, риск от вашей деятельности возрос многократно. Много всяких неприятностей может вас ожидать на пути активиста. Но, самое

пост 18 июля 2018, 15:53

Е. Чирикова. Тренинг по активизму в РФ и роли медиа в защите прав граждан


Мне хотелось бы вас всех пригласить в наш клуб, в клуб общественных деятелей и активистов, потому что, если вы этим прекрасным погожим летним деньком слушаете меня, значит вы занимаетесь общественной работой, значит – активисты. В своё время, лет 10 назад, когда я только начала заниматься активистской деятельностью, я чувствовала себя страшным изгоем, каким-то человеком очень извращенным,

пост 31 окт. 2016, 14:33

Екатерина Шульман: " Вы должны создавать достаточно неприятностей, чтобы вас боялись трогать"

Для политолога Екатерины Шульман (ЕШ) гражданский активизм в России - не просто предмет научных изысканий. Ее семье пришлось на собственном опыте убедиться, насколько опасны попытки изменить что-либо к лучшему даже в отдельно взятом доме: угрозы, нападения, бесконечные суды стали с некоторых пор неотъемлемой частью их жизни. О перспективах российского гражданского общества с Екатериной побеседовал редактор activatica.org Михаил Матвеев (ММ).

ММ: На Западе такое явление как grassroots

пост 30 авг. 2016, 18:29

Владимир Войнович: Перемены неизбежны

19 августа - в годовщину провалившегося путча 1991, ознаменовавшего конец СССР, в Кясму (Эстония) проходил форум «Голоса России», куда был приглашен легендарный писатель-провидец Владимир Войнович. С ним побеседовали представители портала Активатика.Орг – Евгения Чирикова (Е.Ч.), Михаил Матвеев (М.М.) и Алла Чернышева (А.Ч.).

А.Ч.: Владимир Николаевич, как вам удалось 30 лет назад с абсолютной точностью предсказать все, что

пост 12 марта 2015, 15:58

Экотренинг в Костроме

В Костроме прошел экотренинг, на котором я рассказала как создавалось движение в защиту Химкинского леса, с какими сложностями нам пришлось столкнуться, что нам удалось достичь и чего мы не смогли сделать. Я надеюсь, что эта информация поможет людям, которые хотят защитить природу, создавать экодвижения и добиваться уважения своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду.

пост 07 нояб. 2013, 15:58

Экотренинг. С чего начать защиту своего двора/сквера/леса/поля/реки/моря

В конце прошлого года группа российских экологов и общественных деятелей объединились и организовали Экотропу. Экотропа - это экологическое мировоззрение, предполагающее ответственный подход к жизни, развитие общества не в ущерб природе. В декабре прошлого года был сформирован меморандум Экотропы http://jenya-khimles.livejournal.com/125492.html

Там говорится:
««Экологическая тропа» – это отношение к жизни.

пост 07 нояб. 2013, 15:58

Экотренинг. С чего начать защиту своего двора/сквера/леса/поля/реки/моря

В конце прошлого года группа российских экологов и общественных деятелей объединились и организовали Экотропу. Экотропа - это экологическое мировоззрение, предполагающее ответственный подход к жизни, развитие общества не в ущерб природе. В декабре прошлого года был сформирован меморандум Экотропы http://jenya-khimles.livejournal.com/125492.html

Там говорится:
««Экологическая тропа» – это отношение к жизни.

пост 12 марта 2015, 15:58

Экотренинг в Костроме

В Костроме прошел экотренинг, на котором я рассказала как создавалось движение в защиту Химкинского леса, с какими сложностями нам пришлось столкнуться, что нам удалось достичь и чего мы не смогли сделать. Я надеюсь, что эта информация поможет людям, которые хотят защитить природу, создавать экодвижения и добиваться уважения своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду.

пост 30 авг. 2016, 18:29

Владимир Войнович: Перемены неизбежны

19 августа - в годовщину провалившегося путча 1991, ознаменовавшего конец СССР, в Кясму (Эстония) проходил форум «Голоса России», куда был приглашен легендарный писатель-провидец Владимир Войнович. С ним побеседовали представители портала Активатика.Орг – Евгения Чирикова (Е.Ч.), Михаил Матвеев (М.М.) и Алла Чернышева (А.Ч.).

А.Ч.: Владимир Николаевич, как вам удалось 30 лет назад с абсолютной точностью предсказать все, что

пост 31 окт. 2016, 14:33

Екатерина Шульман: " Вы должны создавать достаточно неприятностей, чтобы вас боялись трогать"

Для политолога Екатерины Шульман (ЕШ) гражданский активизм в России - не просто предмет научных изысканий. Ее семье пришлось на собственном опыте убедиться, насколько опасны попытки изменить что-либо к лучшему даже в отдельно взятом доме: угрозы, нападения, бесконечные суды стали с некоторых пор неотъемлемой частью их жизни. О перспективах российского гражданского общества с Екатериной побеседовал редактор activatica.org Михаил Матвеев (ММ).

ММ: На Западе такое явление как grassroots

пост 18 июля 2018, 15:53

Е. Чирикова. Тренинг по активизму в РФ и роли медиа в защите прав граждан


Мне хотелось бы вас всех пригласить в наш клуб, в клуб общественных деятелей и активистов, потому что, если вы этим прекрасным погожим летним деньком слушаете меня, значит вы занимаетесь общественной работой, значит – активисты. В своё время, лет 10 назад, когда я только начала заниматься активистской деятельностью, я чувствовала себя страшным изгоем, каким-то человеком очень извращенным,

пост 18 сент. 2018, 20:48

Тренинг "Почему активист рискует"

Мне хотелось бы сказать несколько слов об уникальности гражданских активистов. Большая часть наших дорогих россиян живут во вчерашнем дне - в атомизированном обществе, без гражданской, общественной работы. Они живут без поддержки других людей. Это очень грустная жизнь. Когда вы стали активистами, я думаю, вы почувствовали новый кайф от этой жизни. Она стала намного опаснее, риск от вашей деятельности возрос многократно. Много всяких неприятностей может вас ожидать на пути активиста. Но, самое

пост 21 мая 2019, 13:04

Екатеринбург и Шиес, активизм и профсоюзы. Интервью с Екатериной Шульман

Весёлое, полезное и интересное интервью с политологом Екатериной Шульман

Мы поговорили о том, как екатеринбуржцам удержать победу и не позволить властям выиграть в аппаратной войне; зачем активистам «железный мочевой пузырь» и почему важно научиться «пересиживать»